Текст опубликован изданиях "Справочник педагога-психолога. Школа" № 8, 2013, "Справочник педагога-психолога. Детский сад" № 9, 2013

И дошкольный, и школьный педагоги-психологи рано или поздно сталкиваются с явлением детской мастурбации. С вопросом о том, что делать, может подойти воспитатель или родитель, и важно знать, как реагировать и на эти вопросы, и на само явление. Тему необходимо открыто и спокойно обсуждать, поскольку она вызывает большое напряжение и негативные переживания у взрослых, и им требуется поддержка психолога, чтобы справиться со своими чувствами и помочь ребенку. 

Детская мастурбация: радость детей и стыд родителей

И.С. Адмиральская, психолог, специалист по семейному консультированию, эксперт журнала «Справочник педагога-психолога»

 Мастурбация (онанизм, самоудовлетворение) – это самостоятельное раздражение половых органов для получения удовольствия.

Детская мастурбация – тема до сих пор неоднозначная и напряженная. Тому есть несколько причин. С одной стороны, поколение современных родителей – это те, кого в детском саду принуждали держать руки на одеяле, а за любые признаки интереса к своему телу заставляли стоять в центре спальни во время тихого часа. У них само слово «мастурбация» вызывает стыд и смущение. С другой стороны, будущих родителей готовят к тому, что у ребенка появятся проблемы со сном и питанием, у него начнут резаться зубки, он станет дергать электрические провода и т. д., но совсем не предупреждают, что ребенок будет мастурбировать. И наконец, у специалистов нет однозначного мнения по вопросу детского онанизма, и нередко можно услышать, что они относят это явление к нездоровым.

Столкнувшись с тем, что ребенок «хватается за это место», родители в первую очередь обращаются к Интернету, а там... На форумах для мам участницы дискуссий насаждают мнение, что мастурбация – это порок, отставание в развитии, свидетельство о наличии у малыша «грязных» мыслей. Мамы делятся друг с другом советами, например: натирать сыновьям головку полового члена перцем, шлепать по яичкам, перевязывать мошонку… Настоящее и будущее этих сыновей вызывает ужас, поскольку их естественная сексуальность и отношение к своему телу грубо травмируются собственными родителями.

Мастурбация – это нормальное явление, сопровождающее психо-сексуальное развитие ребенка. Важно относиться к этому спокойно. Мастурбация в каждый из этапов жизни ребенка имеет свои формы и функцию, и родители могут по-разному реагировать на нее. Рассмотрим, как меняется это явление в зависимости от возрастного периода с иллюстрациями типичных случаев из практики детского психолога.

От рождения до двух лет        

Детский онанизм – это нормальное явление на раннем этапе развития сексуальности человека. Уже на снимках УЗИ можно увидеть эрекцию у мальчиков или обнаружить, что они держатся за пенис. После рождения ребенок больше всего получает информации от двух зон, насыщенных нервными окончаниями: зоны рта – при кормлении и исследовании предметов на вкус и «на зуб» и зоны гениталий – при естественных отправлениях и мытье. Развиваясь, ребенок исследует свое тело и, случайно коснувшись половых органов, испытывает приятные ощущения, которые затем научается самостоятельно вызывать. До двух лет этот процесс – источник получения удовольствия, такой же, как сосание игрушек, пальцев, соски. Мальчики в этом возрасте сжимают пенис в кулачке или тянут его в разные стороны. Девочки сжимают бедра и прижимают к промежности пальчики или игрушки. Реагировать на это как-то особенно не нужно, но если мама испытывает сильный стыд по поводу происходящего и боится возможного осуждения со стороны окружающих, она может отвлечь внимание ребенка: предложить ему игрушку, кусочек яблока или что-нибудь другое.

Сделаем акцент на том, что вмешиваться в этот процесс имеет смысл, только если мама испытывает большое напряжение. Возможно, эффективнее проконсультировать маму относительно ее реакции и помочь ей справиться со своими чувствами. У нее может быть множество страхов и тревог, основанных на недостатке информации и предрассудках. Важно донести до нее, что у ребенка все нормально, происходящее с ним совершенно естественно и закономерно. Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка за эпизоды мастурбации, кричать на него, шлепать по рукам, винить и стыдить. Он не поймет, за что его наказывают, и будет травмирован родительской реакцией. Самая лучшая тактика работы педагога-психолога – информирование, что позволит снять тревогу и подготовить родителя к спокойному восприятию эпизодов мастурбации у своего чада.

Одновременно важно понимать, что иногда малыши особенно активно манипулируют своими половыми органами из-за того, что переживают дискомфорт в этой области. Необходимо проверить, нет ли у ребенка зуда, раздражения или каких-либо повреждений в области гениталий.  После отдыха на море девочки, которые бегали по пляжу голышом, иногда возвращаются с паразитами, поэтому если ребенок постоянно трет или чешет кожу «там», нужно обратиться к врачу.

От двух до четырех лет

Ближе к трем годам у мастурбации появляется дополнительная функция – она помогает снимать тревогу. Другими словами, мастурбация становится инструментом, к которому малыш может самостоятельно прибегнуть, чтобы почувствовать себя лучше в ситуации, когда ему тревожно, неловко, неуютно, скучно, одиноко. Это означает, что увидев, как ребенок тянет ручки к гениталиям, родителям и воспитателям нужно в первую очередь понять, на что он так реагирует, из-за чего ему требуется себя успокоить:

• если в данный момент ему нужно взаимодействовать с другими детьми – это симптом коммуникативных трудностей;

• если он начинает себя таким образом успокаивать в незнакомом месте – ему страшно и одиноко, он нуждается в поддержке и ласке;

• если он начинает мастурбировать в момент, когда его ругают взрослые за разбитую чашку или сломанную игрушку – ему трудно справляться с чувством вины и страхом отвержения. 

Очень важно перевести фокус внимания с мастурбации ребенка на то, чтобы помочь ему лучше справляться с трудностями.

Ребенок становится все более самостоятельным за счет своей автономности, а активное развитие речи помогает лучше осознавать себя и начать контролировать свое поведение. В этом возрасте дети стремительно знакомятся с социумом – узнают, что есть правила и нормы поведения. И основным фактором формирования их поведения становится стыд. Ребенка стыдят за плохие поступки и хвалят – за хорошие. Но очень трудно объяснить малышу, что в общественных местах «держаться за письку» нельзя, потому что это стыдно. Более того, не каждый взрослый настолько отчетливо осознает, почему это нельзя. Скорее, это положение относится к нормам общежития, истинам, не подлежащим обсуждению и критике. Остальные нормы ребенку можно донести через разговор о последствиях: «Ты ударил Машу, она теперь плачет, ей больно. Ты плохо поступил», «Ты машинку поломал, и нет теперь у тебя твоей любимой машинки», «Ты Сереже в глаза песком кинула, теперь Сережа плачет, у него глазки болят». Построить подобный воспитательный монолог на тему мастурбации очень трудно, т. к. от того, что ребенок делает что-то со своим телом ради своего же удовольствия, никому не становится плохо или больно. Наоборот, ему самому приятно, а всё остальное – это уже сложные взрослые обсуждения. Поэтому педагогу-психологу имеет смысл говорить с родителями о том, как они могут перевести происходящее из публичных мест в закрытые и предложить ребенку «делать это» только дома. 

Случай из практики. Мама трехлетнего сына обратилась с вопросом: как ей реагировать на то, что ребенок постоянно сжимает свой пенис через одежду или под одеждой? Он делает это в транспорте, в детском саду, в гостях… Как быть? Обсудив с мамой ее чувства по поводу поведения сына, пришли к выводу, что ей важно донести до него правило – нельзя прикасаться к пенису на глазах у других людей. Но дома, в одиночестве это делать можно. Поскольку ребенок маленький и не все понимает сразу, то было сформулировано такое послание: «Малыш, на улице у тебя грязные ручки, ведь ты играл с землей и песком. А ведь я не разрешаю тебе облизывать грязные пальчики, потому что из-за этого  у тебя может заболеть животик и будут жидкие какашки. Писю тоже нельзя трогать грязными пальчиками, потому что она из-за этого может заболеть. Давай пойдем домой, помоем пальчики, и ты у себя в комнате можешь ее трогать». Чуть позже, когда ребенок лучше заговорит и уже сам станет рассказывать своим игрушкам, что можно, а что нельзя делать, мама сможет объяснить ему, что в общественных местах нельзя трогать себя не только из-за того, что можно занести грязь, но и потому, что окружающие люди будут сильно смущаться из-за этого.

От четырех до семи лет

Ребенок постепенно совершенствует контроль над своим поведением, но сформировавшиеся ранее привычки пока (и это «пока» будет длиться еще очень долго) сильнее незрелой системы управления собой. Поэтому иногда могут прослеживаться единичные эпизоды прилюдной мастурбации, призванные снять тревогу и успокоиться. Мальчики могут сжимать и гладить пенис через одежду, девочки – ритмично раскачиваться на стуле, прижиматься низом живота к мебели, сжимать бедра, гладить промежность. И снова очень важно не ругать ребенка за происходящее, а внимательно отнестись к ситуации, попытаться найти причины такого поведения. Если посмотреть фотографии с утренников в детском саду, добрая треть детей разными способами успокаивается и снимает напряжение. У кого-то палец во рту или в носу, а кто-то держится за пенис или сжимает бедрами ладошки. Это нормально, потому что выступать перед родителями – очень ответственно, взрослые нервничают, ситуация напряженная.

Многие дети этого возраста мастурбируют в постели перед засыпанием. Этот процесс не имеет ничего общего со взрослой мастурбацией, когда мужчина или женщина стимулируют свои эрогенные зоны и представляют себе нечто возбуждающее для достижения оргазма. У мальчиков мастурбация не заканчивается эякуляцией, это – лишь способ получить удовольствие.

Дети «мастурбируют в постели» в том числе для того, чтобы справиться с одиночеством и тоской по маме перед тем, как заснуть. И конечно, используют не сознательно, контролируя себя, а неосознанно – это у них получается само собой. В этом возрасте дети с большим интересом исследуют свое тело, им уже известны различия между полами. У них появляется исследовательская манипуляция с гениталиями – им интересно разглядывать, трогать, экспериментировать. Они обнаруживают какие-то детали и особенности, и им хочется об этом говорить.

Случай из практики. Девочка пришла к маме с вопросом, «красивая ли у нее пися». Она пыталась разглядывать свое тело, расставив ноги и наклонив голову вперед. Мама сказала: «Конечно, красивая! Но об этом знаешь только ты, это – твой секрет. У каждой женщины есть такой секрет – она знает, что ее пися красивая. Она ее никому не показывает, потому что это тайна! Но однажды, когда она станет совсем взрослой и полюбит взрослого мужчину, а он влюбится в нее, – он может увидеть, какая она красивая». Затем предложила ручное зеркальце, чтобы дочь могла удобнее рассмотреть свое тело. Больше ребенок к этому вопросу не возвращался.

Такой диалог очень важен, поскольку гениталии – это нечто табуированное, и у девочек может сложиться представление об их уродстве. В нашем обществе мальчики знают, что иметь пенис – это здорово, а вот девочки нередко переживают свою неполноценность, поскольку никогда не слышат, что здорово иметь вагину. Если ребенок обращается с таким вопросом, родитель может дать ему поддержку, успокоить. Эта поддержка, которая, безусловно, стоит родителю пары нервных минут совладания с неловкостью и стыдом, в будущем принесет свои плоды – вырастая, его ребенок не стесняется своего тела и гармоничен в своей сексуальности.

От семи до двенадцати лет

Этот период довольно прост с точки зрения мастурбации, поскольку ведущей деятельностью является получение знаний, и дети практически не мастурбируют. Однако у них могут быть специфические игры, например мальчики демонстрируют друг другу свои пенисы, соревнуются, кто сможет дальше помочиться и т. д. Девочкам подобные игры практически не свойственны, они предпочитают исследование своего тела в одиночестве.

Поскольку этот возраст «заточен» на познание, самое время рассказать ребенку о том, что такое сексуальные отношения, и откуда появляются дети». Это поможет, в том числе, объяснить, почему публичная мастурбация запрещена, и люди переживают стыд при оголении. Можно объяснить, что есть действия, которые мы делаем в присутствии зрителей, например поем, танцуем, рассказываем стихи, а есть действия, для совершения которых мы публику не приглашаем, например когда ходим в туалет. Ходить в туалет нормально и естественно, все это делают, но только в одиночестве. Так же естественно и нормально прикасаться к своему телу, но это занятие, для которого не приглашают публику. 

Чаще всего при эпизодах публичной мастурбации в этом возрасте следует искать причины дискомфорта «на месте». Такими причинами могут быть неудобное и врезающееся белье, кожные проблемы, некоторые заболевания, заставляющие ребенка постоянно обращать внимание на свои гениталии.

Подростковый возраст

В этом возрасте мастурбация возвращается, и к 14–16 годам становится регулярной практикой. Обычно у мальчиков этот процесс заканчивается оргазмом с семяизвержением, у девочек такой финал не является обязательным. Юноши мастурбируют, обхватив пенис кистью и совершая возвратно-поступательные движения. Девушки сжимают бедра или сжимают между бедрами свернутое одеяло, стимулируют эрогенные зоны пальцами или используют для этого струю воды в душе. В зависимости от половой конституции подросток мастурбирует от одного-двух раз в неделю до одного-двух раз в день. Это совершенно нормально, поскольку является частью полового созревания и становления сексуальности юноши или девушки. Публичная мастурбация возможна во время различных проб и экспериментов, когда юноши собираются вместе, разглядывают журналы с откровенными иллюстрациями, но это все происходит в большой тайне от взрослых.

Навязчивая публичная мастурбация в школьном возрасте – это симптом, требующий обращения к психиатру.

Присутствие дома подростка, вовлеченного в  отношения между полами, не знающего, что делать со своим влечением и потерянного из-за постоянных скачков настроения, требует от родителей большого терпения и деликатности. При этом подростки, в силу огромного количества изменений, которые происходят с их телом и нервной системой, не способны в полной мере думать о последствиях своих действий и заботиться о своей безопасности. Поэтому важно посвятить время разговору о контрацепции, заболеваниях, передающихся половым путем, необходимости быть осторожным при контактах с незнакомыми взрослыми и т. д. При мысли о том, что их ребенок уже может быть сексуально активен, многие мамы предпочли бы, чтобы он тихо мастурбировал в своей комнате. Однако, и это не очень безопасно, поскольку подростки экспериментируют с техниками мастурбации, которыми делятся в разговорах между собой. Некоторые из этих способов, например перетягивание шеи шарфом (самоудушение) при приближении оргазма, могут быть очень опасными как для здоровья, так и для жизни.

Педагог-психолог может дать родителям подростков рекомендации, касающиеся не только мастурбации, но и полового просвещения в целом, поскольку в подростковом возрасте эти темы становятся критически важными.

Памятка для родителей подростков

Рекомендации, касающиеся не только мастурбации, но и полового просвещения в целом

1. Обязательно стучать и спрашивать разрешения, перед тем, как войти в комнату к подростку. В этом возрасте юноши и девушки очень болезненно относятся к нарушению границ, поэтому важно признавать их право на собственную территорию и ее неприкосновенность.

2. Быть деликатным в том, что касается пятен на одежде и постельном белье – не выяснять их происхождение, не критиковать. Ребенок будет очень смущен вашими вопросами. В конце концов, он не вникает в подробности вашей сексуальной жизни и будет полезным не вникать в подробности его мастурбации.

3. Быть готовым поговорить по душам, если потребуется, но не навязывать эти разговоры. 

4. Прямо и честно отвечать на вопросы о сексе. Однозначно сориентировать ребенка, как вы относитесь к преждевременной беременности (дочери или подруги сына) и придерживаться этой позиции.

5. Спонсировать покупку средств контрацепции, если вы точно знаете, что ваш ребенок сексуально активен. Поскольку вы не сможете предотвратить его контакты с противоположным полом, хотя бы сделайте их безопасными.

6. Сделать доступной для своего ребенка литературу по сексуальной жизни, изданную с учетом его возрастных особенностей (энциклопедии сексуальной жизни, настольные книги девушек и т. п.).

7. Сделать недоступным для ребенка пользование сайтами, содержащими порнографию, или просмотр порнографических фильмов. Если у вас есть такие фильмы в личной фильмотеке – перепрячьте, поставьте на файлы пароли. Ребенок не должен получать информацию, не соответствующую его возрасту и создающую у него искаженное представление о сексуальных отношениях.             


Яндекс.Метрика