Этические нормы психолога

Оказавшись впервые у психолога, многое воспринимаешь, как должное, как будто "так и надо"... Чтобы собраться и пойти на прием, клиент нередко "открывает" специалисту немалый кредит доверия и "присваивает" экспертный статус, поэтому к его действиям трудно относиться критично. Если психолог или психотерапевт в процессе сессии нарушают этические нормы, экспертный статус и кредит доверия мешают это вовремя распознать. А потом, через несколько часов, дней, а то и месяцев после завершения работы, клиент понимает, что он "ранен" специалистом, которые самоутверждался, давил и  другими способами "использовал" клиента для удовлетворения своих потребностей.
Одним словом, на что нужно обратить внимание во время первого визита к психологу или психотерапевту (эти конкретные правила верны для обоих специалистов):
  1. Диплом. Не постесняйтесь спросить, имеет ли психолог профильное образование. Можно даже попросить на следующую встречу принести диплом и сертификаты о прохождении специализации. Сейчас, когда психологии учат в непрофильных ВУЗах, было бы хорошо убедиться, что с вами работает действительно дипломированный специалист. Кроме этого, в университете или институте обычно специалист получает лишь базовое образование, которое нуждается в дополнении в визе еще одного образования, в ходе которого психолог получает навыки работы с клиентами в рамках конкретной школы (психоаналитической, гештальт-терапии, системной семейной терапии, экзистенциальной, когнитивной и т.д. НЛП не является терапевтическим направлением). 
  2. Личная терапия. Было бы странно, если бы специалист не прошел курс собственной долгосрочной терапии перед тем, как начать работать с клиентами. Это - один из маркеров профессионализма. Терапевт, который утверждает, что он не нуждается в терапии, совершенно здоров и готов "лечить чужие души" - опасен.  
  3. Кабинет. Если психолог принимает вас у себя на кухне, между стиральной машинкой и раковиной, покуривая в форточку и гоняя детей, это непрофессионально. Нужен кабинет или оборудованная комната в квартире - то есть, специальное место для приема клиентов. Если терапевт работает через Skype, пространство его работы также должно быть подготовлено. 
  4. Особенности контакта. Психолог не оценивает, не дает советов и не критикует, он не приводит в пример иллюстрации из своей жизни и не хвастается. Он может делиться своими чувствами и переживаниями по поводу того, что говорит клиент, и это - часть его работы. 
  5. Конфиденциальность. Если специалист приводит в пример истории из жизни других клиентов (и даже называет их имена), уходите. Психолог должен соблюдать конфиденциальность, что означает - все, что происходит в кабинете, не выходит за его пределы. 
  6. Ограничения. Если вы знакомы в личной жизни с психологом (он - бывший партнер вашего настоящего партнера или имеет с вами подобные пересечения в общей компании) и хотите, чтобы он с вами поработал - отложите эту идею. Психологи не работают с клиентами, если есть вероятность контакта вне работы. И, естественно, они не заводят романтические отношения с клиентам.
  7. Гибкость и контракт. У каждого специалиста - свой формат работы и свой контракт, который он заключает с клиентом. Важно, чтобы и у клиента, и у терапевта была вохможность этот формат обсуждать, трансформировать дополнять. В случае долгосрочной терапии обсуждаются периодичность и частота встреч, количество отпусков и перерывов, ритуал завершения терапии, санкции за пропуск сессий, возможности переноса сессий. Если психолог (психотерапевт) сотрудничает с психиатром, обсуждаются возможности взаимодействия специалистов и обмена данными по поводу изменений у клиента.

Яндекс.Метрика